Генри Торо - "Уолден или жизнь в лесу"

  Закончил чтение Торо. Такое чувство как будто делаешь глоток живой воды. Как же он прав! Он был прав для своего времени, прав и на сегодняшний день. Это-то как раз более всего и поражает. В смысле прогресса и развития мы сделали неимоверный шаг, мы также далеки с точки зрения технологии от того времени, как оно, в свою очередь, далеко от каменного века. И при всём этом, мы стоим на том же месте в области наших личных ценностей, устремлений. 
  "Большинство людей ... так поглощены выдуманными заботами и лишними тяжкими трудами жизни, что не могут собирать самых лучших её плодов"
 Разве сегодня дело обстоит по-другому? Мы посвящаем свое время мелочам, тонем в них, чтобы только забыться и не думать о чём-то более серьёзном. Чёрт возьми, нам дан целый мир с этими океанами, звёздами и галактиками - и мы, имея возможность прикоснуться к ним, проникнуть в них силою своей мысли - отказываемся от свободы. Лучше уж зависеть от работы, зарплаты, акций в магните, лайков в соц.сетях, чем иметь свободное время для того, чтобы остаться наедине с собой. Нет, уж лучше мы будем перемалывать эту жвачку из новостей, сплетен, мемов - и чувствовать свою причастность к этому, смеяться, думая, что живём полной жизнью!
  Но может быть, может быть я неправ! Может быть, я вылеплен из какого-то плохого теста. Но я ничего не могу поделать с этим, я чувствую глубокое отвращение ко всей этой рутине, мелочности. Неужели в этом и есть итог миллионов лет эволюции? Я не могу мириться с этим. Ведь мы можем нырнуть на такие глубины, на которых ещё никто не бывал до нас - и при этом плаваем по поверхности, стараясь не помнить о нашей способности нырять...
  Я пишу эти строки и мне постоянно видится, что тот, кто их читает, говорит: так что же ты, раз так ненавидишь наше общество, не уйдешь от него? И на это я могу ответить, что тут нет ненависти, а скорее, горечь и сожаление, что мы сами загнали себя в этот капкан. Мы сами поймали себя на крючок технологий и удобств и сами оттолкнули друг друга подальше... Кроме того, хочу я того или нет, я по-прежнему сын этого общества, я ловлю себя на том, что и сам разделяю те его идеалы, против которых выступаю. 
  "Никогда не поздно отказаться от предрассудков. Нельзя принимать на веру, без доказательств, никакой образ мыслей или действий, как бы древен он ни был.
- вот что пишет по этому поводу Торо. Я полностью согласен с этой мысль и думаю, что каждый из нас должен хоть немного подумать над тем, какие из стремлений - мои собственные, а какие навязаны обществом. И не стоит ли от этих последних отчасти отказаться, чтобы обрести больше времени для первых?



Комментарии