"Сила звука". Глава 2. Спасение
Семья Миллеров жила бедно. Близилась зима, а дров для топки
не было, поэтому Миллерам пришлось прибегнуть к последнему средству
– продать семейную реликвию – старый рояль прадедушки Рихарда. Он был композитором и гордостью семьи, дети и внуки очень любили его.
Матери Рихарда помнились тихие семейные вечера, когда все домашние собирались в
гостиной и слушали, как играет старик, глядя на замысловатый танец язычков
пламени в камине. Прадедушка умер, а рояль так и остался стоять напоминанием о нём. «Мальчику
нужно тепло, иначе он не переживёт зиму» - так говорил отец его, направляясь в
ближайшую редакцию, чтобы дать объявление о продаже.
Через несколько дней, осенним вечером, когда
ветер завывал за окном, в доме Миллеров было тепло и уютно. Вся семья собралась
у очага – горела взятая в долг у соседей охапка дров. Отец вслух читал сказки
братьев Гримм, а Рихард сидел в большом кресле, прижавшись к руке матери и
смотрел на причудливые, дрожащие, постоянно меняющиеся тени вокруг, на лицо
отца, на огонь и слушал, слушал. Слушать он очень любил, хоть сам говорить и не
мог.
«Жил на опушке дремучего леса бедный дровосек с женой и
двумя детьми: мальчика звали Гензель, а девочку Гретель. Жил дровосек
впроголодь; и наступила однажды в той земле такая дороговизна, что ему не на
что было купить даже кусок хлеба» - читал отец, и Рихард видел избу, над
которой нависали сосны, а в окне – мальчика и девочку и ему было почему-то
очень жаль их, но помочь он никак не мог. Отец между тем читал дальше, Рихард
ловил каждое его слово, с нетерпением спрашивая себя, как же выберутся Гензель
и Гретель из леса и как обманут они жуткую лесную колдунью?.. Но тут в дверь
постучали, отец Рихарда отправился открывать, а Рихард остался
сидеть и думать о том, почему мама выгнала детей из дома. Ведь его мама никогда бы так не сделала, а скорее сама пошла бы в лес, но тогда
уж, конечно, Рихард бы отправился за нею… Тут в комнату вошёл гость, и Рихард, забыв о сказке, принялся рассматривать его лицо – это был старик,
небольшая аккуратная борода, круглые очки, волосы, белые как снег. Он тоже
молча смотрел на Рихарда, и глаза его смеялись.
«Познакомьте, это моя жена, а рядом с нею мой сын Рихард.
Да, не удивляйтесь его худобе, он не здоров… А вот и то, за чем вы пришли», -
сказал отец Рихарда, указывая на рояль. Старик перевёл взгляд на инструмент и
сразу глазом знатока оценил его.
«Очень рад познакомиться, очень рад!» - горячо заговорил
гость, отводя взгляд от рояля и поворачиваясь к Рихарду и его матери – «Я
увидел ваше объявление в газете и решил сразу отправиться к вам. Вы уж простите старика за столь поздний визит… Но я совсем ненадолго, совсем ненадолго… Вижу,
что инструмент превосходный! Вы разрешите мне послушать его?» - «Конечно, я
даже была бы очень признательна, если бы вы сыграли нам что-нибудь» - сказала
мать Рихарда – «Вы знаете, раньше рояль принадлежал моему дедушке, он был
композитором. Ещё в детстве я очень любила слушать, когда дедушка играл. Мы до
последнего не хотели продавать рояль, но вот наш сын… Мы бедны, и у нас нет
денег, чтобы пережить зиму» - «Очень, очень понимаю вас и сочувствую…» - печально
ответил старик – «Если вы всё-таки решитесь продать мне инструмент, то можете
быть уверены, что я дам вам за него столько, сколько он действительно стоит. А
это точно больше того, что вы сами просите». После этих слов старик подошёл к
роялю, провёл рукой по белоснежным клавишам и сел.
Сначала он просто нажимал разные ноты и аккорды, словно
подстраиваясь к инструменту. Рихард смотрел на него, не отрываясь.
Как это ни удивительно, он впервые слышал музыку. В его глазах светилось
удивление. Старик тем временем несколько раз кивнул, выпрямился, перебрал ещё
несколько аккордов – и принялся играть. Он играл сороковую симфонию Моцарта.
Ноты взлетали из-под рук старика, кружили по комнате,
захватывали в своём танце и тени, и огонь, и ветер на улице словно подхватывал
эту мелодию, уносил её вдаль, так что прохожие останавливались и поднимали с
улыбкой головы к небу. Словно сама жизнь вырвалась на волю из коробки старого
рояля и поглотила, вобрала в себя всё, что только существовало вокруг.
Временами старик замедлял темп своей игры, звуки становились тише, спокойнее,
они как будто задавали друг другу какой-то вопрос, но, вдруг, так и не получив
ответа, устремлялись вперёд в едином порыве.
Рихард смотрел на старика, не в силах пошевелиться, не в
силах отвести взгляд от его рук и от лица, на котором отражалась каждая нота
мелодии. А потом исчезло всё – и комната, и камин и старик с роялем, всё это
пропало и Рихард увидел, как двое детей, мальчик и девочка – Гензель и Гретель,
бегут по лесной тропинке, по очереди перегоняя друг друга. Иногда они
останавливаются на несколько мгновений, чтобы перевести дух, а потом бегут всё
дальше и дальше, быстрее прежнего, и весь лес словно тоже бежит вслед за ними…
Неожиданно Рихард почувствовал, что ребята зовут и его за собой, машут ему
рукой, кричат! И вот он, поднимается на ноги, но уже не чувствуя привычной
слабости и боли в них, он отталкивается от земли, полный сил, полный веры в то,
что он догонит их, Гензеля и Гретель, и побежит дальше уже с ними, и весь мир
будет бежать вослед…
Он стоял возле рояля и смотрел на только что замолчавшие
клавиши. Он стоял прямо и прочно, не шатаясь. Он перевёл умоляющий взгляд на
старика, не в силах крикнуть ему «ещё, я хочу слушать ещё!». Рука его поднялась
и легла на одну из клавиш, которая мягко поддалась под давлением пальцев –
Рихард услышал чистый, мягкий и грустный звук ноты «ми» - обернулся к матери и без
сил рухнул на пол.
Комментарии
Отправить комментарий