"Сила звука". Глава 2. Спасение

  Семья Миллеров жила бедно. Близилась зима, а дров для топки не было, поэтому Миллерам пришлось прибегнуть к последнему средству – продать семейную реликвию – старый рояль прадедушки Рихарда. Он был композитором и гордостью семьи, дети и внуки очень любили его. Матери Рихарда помнились тихие семейные вечера, когда все домашние собирались в гостиной и слушали, как играет старик, глядя на замысловатый танец язычков пламени в камине. Прадедушка умер, а рояль так и остался стоять напоминанием о нём.  «Мальчику нужно тепло, иначе он не переживёт зиму» - так говорил отец его, направляясь в ближайшую редакцию, чтобы дать объявление о продаже.
  Через несколько дней, осенним вечером, когда ветер завывал за окном, в доме Миллеров было тепло и уютно. Вся семья собралась у очага – горела взятая в долг у соседей охапка дров. Отец вслух читал сказки братьев Гримм, а Рихард сидел в большом кресле, прижавшись к руке матери и смотрел на причудливые, дрожащие, постоянно меняющиеся тени вокруг, на лицо отца, на огонь и слушал, слушал. Слушать он очень любил, хоть сам говорить и не мог.
  «Жил на опушке дремучего леса бедный дровосек с женой и двумя детьми: мальчика звали Гензель, а девочку Гретель. Жил дровосек впроголодь; и наступила однажды в той земле такая дороговизна, что ему не на что было купить даже кусок хлеба» - читал отец, и Рихард видел избу, над которой нависали сосны, а в окне – мальчика и девочку и ему было почему-то очень жаль их, но помочь он никак не мог. Отец между тем читал дальше, Рихард ловил каждое его слово, с нетерпением спрашивая себя, как же выберутся Гензель и Гретель из леса и как обманут они жуткую лесную колдунью?.. Но тут в дверь постучали, отец Рихарда отправился открывать, а Рихард остался сидеть и думать о том, почему мама выгнала детей из дома. Ведь его мама никогда бы так не сделала, а скорее сама пошла бы в лес, но тогда уж, конечно, Рихард бы отправился за нею… Тут в комнату вошёл гость, и Рихард, забыв о сказке, принялся рассматривать его лицо – это был старик, небольшая аккуратная борода, круглые очки, волосы, белые как снег. Он тоже молча смотрел на Рихарда, и глаза его смеялись.
  «Познакомьте, это моя жена, а рядом с нею мой сын Рихард. Да, не удивляйтесь его худобе, он не здоров… А вот и то, за чем вы пришли», - сказал отец Рихарда, указывая на рояль. Старик перевёл взгляд на инструмент и сразу глазом знатока оценил его.
  «Очень рад познакомиться, очень рад!» - горячо заговорил гость, отводя взгляд от рояля и поворачиваясь к Рихарду и его матери – «Я увидел ваше объявление в газете и решил сразу отправиться к вам. Вы уж простите старика за столь поздний визит… Но я совсем ненадолго, совсем ненадолго… Вижу, что инструмент превосходный! Вы разрешите мне послушать его?» - «Конечно, я даже была бы очень признательна, если бы вы сыграли нам что-нибудь» - сказала мать Рихарда – «Вы знаете, раньше рояль принадлежал моему дедушке, он был композитором. Ещё в детстве я очень любила слушать, когда дедушка играл. Мы до последнего не хотели продавать рояль, но вот наш сын… Мы бедны, и у нас нет денег, чтобы пережить зиму» - «Очень, очень понимаю вас и сочувствую…» - печально ответил старик – «Если вы всё-таки решитесь продать мне инструмент, то можете быть уверены, что я дам вам за него столько, сколько он действительно стоит. А это точно больше того, что вы сами просите». После этих слов старик подошёл к роялю, провёл рукой по белоснежным клавишам и сел.
  Сначала он просто нажимал разные ноты и аккорды, словно подстраиваясь к инструменту. Рихард смотрел на него, не отрываясь. Как это ни удивительно, он впервые слышал музыку. В его глазах светилось удивление. Старик тем временем несколько раз кивнул, выпрямился, перебрал ещё несколько аккордов – и принялся играть. Он играл сороковую симфонию Моцарта.
  Ноты взлетали из-под рук старика, кружили по комнате, захватывали в своём танце и тени, и огонь, и ветер на улице словно подхватывал эту мелодию, уносил её вдаль, так что прохожие останавливались и поднимали с улыбкой головы к небу. Словно сама жизнь вырвалась на волю из коробки старого рояля и поглотила, вобрала в себя всё, что только существовало вокруг. Временами старик замедлял темп своей игры, звуки становились тише, спокойнее, они как будто задавали друг другу какой-то вопрос, но, вдруг, так и не получив ответа, устремлялись вперёд в едином порыве.
  Рихард смотрел на старика, не в силах пошевелиться, не в силах отвести взгляд от его рук и от лица, на котором отражалась каждая нота мелодии. А потом исчезло всё – и комната, и камин и старик с роялем, всё это пропало и Рихард увидел, как двое детей, мальчик и девочка – Гензель и Гретель, бегут по лесной тропинке, по очереди перегоняя друг друга. Иногда они останавливаются на несколько мгновений, чтобы перевести дух, а потом бегут всё дальше и дальше, быстрее прежнего, и весь лес словно тоже бежит вслед за ними… Неожиданно Рихард почувствовал, что ребята зовут и его за собой, машут ему рукой, кричат! И вот он, поднимается на ноги, но уже не чувствуя привычной слабости и боли в них, он отталкивается от земли, полный сил, полный веры в то, что он догонит их, Гензеля и Гретель, и побежит дальше уже с ними, и весь мир будет бежать вослед…
  Он стоял возле рояля и смотрел на только что замолчавшие клавиши. Он стоял прямо и прочно, не шатаясь. Он перевёл умоляющий взгляд на старика, не в силах крикнуть ему «ещё, я хочу слушать ещё!». Рука его поднялась и легла на одну из клавиш, которая мягко поддалась под давлением пальцев – Рихард услышал чистый, мягкий и грустный звук ноты «ми» - обернулся к матери и без сил рухнул на пол.



Комментарии